Для чего нужна миссия топ-менеджерам ?

  • Позволяет лучше продумать бизнес-среду и представить в ясном виде то, для чего существует организация. Миссия, а особенно процесс ее создания, это по существу процесс моделирования бизнеса, это процесс создания разных сценариев деятельности организации. Создание миссии способствует продумыванию сцены бизнеса и будущего организации. Я б даже сказал, что это то минимальное ради чего уже стоит разрабатывать миссию. Аналогично, как задача минимум бизнес-плана, математического моделирования и других качественных, неточных («размытых») инструментов это не только и не столько выдача конкретных количественных показателей, как помощь в осмыслении, понимании и обдумывании проблемы.

  • Визуализировать свои мысли и взгляды относительно дальней перспективы. Смутные образы, интуитивные переживания, размытые намерения, взгляды относительно будущего организации, менеджменту как и собственнику нужно трансформировать в конкретные понятия. Визуализация своих ощущений, перевод внутренней или устной речи в письменную форму очень помогает, так как позволяет зафиксировать «колеблющиеся» мысли и образы, в дальнейшем их уточнять, «шлифовать» и точно, ясно, аргументировано изложить. А точно и ясно изложенные мысли служат центрами кристаллизации внешних возможностей, своеобразным фильтром отсеивающем ненужное и магнитом притягивающем нужное. Так, например, говоря о новой миссии ПриватБанка “Обеспечить простой доступ к кредиту каждому гражданину страны” Председатель Правления Александр Дубилет заявил следующее: “Безусловно, эта миссия не так уж нова для Приватбанка, мы всегда работали в этом направлении и прилагали максимум усилий для того, чтобы помочь выбрать оптимальный продукт каждому человеку, пришедшему к нам в банк. – Просто пришло время эту позицию четко сформулировать и озвучить”.

  • Выработать миссию означает создать новое знание. Создание миссии обеспечивает раскручивание спирали знаний (в парадигме И. Нонака, Х. Такеучи). Создавая миссию организации, разные агенты взаимодействуют между собой, генерируя при этом новые знания. Кроме того, миссия – это продукт трансформации неформализованного знания в формализованное (экстернализация).

  • Задает общую цель деятельности организации, ее предназначение. Любая организация, как сложная открытая система, имеет множество целей, среди которых выделить главные, очень трудная задача. Миссия как раз и задает ту главную суперцель.

  • Организует и интегрирует центробежные силы организации. Множество как внутренних так и внешних сил стремятся «разорвать» организацию на части. Миссия способствует единению внутри организации и дает защиту от влияний снаружи.

  • Помогает согласовывать интересы всех лиц, связанных с организацией. Различные группы, связанные с организацией имеют разные, очень часто противоположные и взаимоисключающие интересы. Так собственников интересует прибыль, дивиденды и рост капитала; Менеджеров – денежное вознаграждение и карьера; Персонал – высокие зарплаты, социальный пакет и гарантии занятости; Клиентов – качество товаров/услуг, низкие цены, дополнительный сервис; Налоговые органы – полная и своевременная уплата налогов; Общество – стабильность и прогнозированость организации, ее политика социальной ответственности. Вот эти противоречивые интересы и должна согласовать миссия. Часто миссия это равнодействующая различных векторов сил действующих на организацию.

  • Фильтр для отсеивания непрофильных видов деятельности. Структура потребностей людей и других экономических субъектов все больше усложняется, отсюда и сложность бизнеса. Конкуренция обостряется. Для того, чтобы присутствовать на нескольких сегментах нужны огромные ресурсы (деньги, люди, знания, технологии, сырье и т.п.), а их нет. Отсюда проблема выбора профильных или отсеивания непрофильных направлений деятельности. Миссия может в этом помочь.

  • Индикатор для оценки всех видов деятельности организации. Приблизительно оценить величину полезности всех внутренних инициатив или внешних пожеланий и идей для организации можно с помощью миссии.

  • Миссия может снизить трансакционные издержки (издержки на осуществлении рыночной транзакции: издержки на поиск партнеров; на оповещение потенциальных партнеров об условиях сделки; проведения предварительных переговоров; подготовку контракта; сбор сведений о партнерах и т.д.) за счет повышения качества взаимодействия подразделений компании между собой и с внешней средой( М. Гринфельд).

  • Уменьшает вероятность возникновения конфликтов. Среди множества причин организационных конфликтов есть и такие три: 1) Отличия целей (из-за высокой емержементности и дифференциации подразделов); 2) Плохо структурированы (неясные, нечетко поставленные) задачи; 3) Разные представления о ценностях членов коллектива и групп. Миссия способствует уменьшению вероятности возникновения конфликтов за счет: сближения целей; структуризации задач; формирования общих ценностей.

  • Миссия – это фактор конкурентоспособности организации. Существование миссии способствует быстрейшему нахождению компромисса со всеми участниками внутреннего и внешнего окружения организации, и таким образом, увеличивает (правда непрямо) ее конкурентоспособность.

  • Миссия –указатель, маяк и финишная линия для ориентации в период организационных перемен. Миссия – это то, что сравнительно редко изменяется при различных переменах в организации.

. Для чего нужна миссия работникам?

  • Помогает сотрудникам организации почувствовать себя участниками общего дела.Одно дело укладывать кирпичи, а другое дело знать, что ты вместе с другими участвуешь в строительстве храма.
  • Мотивирует сотрудников. Сама миссия и цели, детализирующее ее, мотивируют персонал. Каждый работник должен знать, как его задание влияет на достижение общих целей организации. Давно уже доказано психологами, что если человек делает “гаечку” и не знает для чего, то это отличается, когда он делает “гаечку” для важного прибора, задействованного в космической миссии на Марс.
  • Помогает понять цель своего задания, логику и масштаб происходящих процессов. Исполняя свое локальное задание (со своими целями и приоритетами), трудно понять логику приказов менеджеров, масштаб и суть происходящих процессов без знания суперцели (миссии) организации.
  • Способствует легче осознать свое место на фирме.Зная миссию организации, можно четче и быстрее определить свою роль, сконцентрировать усилия в согласии с целями организации.
  • Найти или расширить смысл своего существования. Не секрет, что 90% людей не знает своего предназначения, не задумывается о смысле своего бытия. И вообще среднестатистическому человеку вся эта “философия” не нужна. Поэтому миссия организации часто помогает им найти смысл существования или предоставляет готовый.
  • Сравнить и синхронизировать свои цели с целями организации.Например, если миссия компании “Быть средней компанией по пошиву одежды”, значит, амбициозным кутюрье здесь нечего делать. Если одной из ценностнй, которую исповедует компания, есть инновационность, значит, эта компания наверняка подходит творческим личностям.

Для чего нужна миссия PR-специалистам и Бренд – менеджерам ?

  • Помогает формировать в нужном русле имидж компании. Несмотря на то, что Миссия, Имидж, Бренд, это разные понятия, все-таки они очень взаимосвязаны. Имидж и Бренд организации должен формироваться если и не на основе миссии то как минимум с ее учетом. В наше время происходит взаимообогащение и взаимопроникновения понятий миссии и бренда (в некоторых случаях компании разрабатывают миссию марки вместо видения корпорации (организации).
  • Основа создания корпоративной культуры. Миссия есть составляющей частью корпоративной культуры с одной стороны, а с другой на платформе миссии разрабатывается сама корпоративная культура. Миссия – это фундамент корпоративной культуры.

Для чего нужна миссия собственникам ?

  1. Увеличить свои шансы на успех. Сформулированная Миссия увеличивает вероятность достижения успеха. Например, в широко известном исследовании выпускников Йельского университета, выполненном в 1953 году, только 3% студентов в которых планы на будущее существовали в виде записей конкретных целей и задач через двадцать лет выглядели более счастливыми и их совокупное благосостояние было больше чем оставшихся 97 % их сокурсников вместе взятых. Подобные исследования были проведены и для организаций. Они показали, что компании с четко сформулированной миссией более успешные, чем другие.

  1. Визуализировать свои мысли и взгляды относительно дальней перспективы. Чисто интуитивные переживания, размытые образы, намерения, взгляды относительно будущего организации собственнику нужно трансформировать в конкретные понятия. Эти конкретные понятия лучший инструмент работы с будущим, чем нечеткие визии.

  1. Лучше понять свое дело. Миссия способствует осмыслению своего бизнеса и сцены на котором он развивается (внешнего окружения, ситуации в отрасли, тенденций и т.п.).

  1. Помогает гармонизировать собственное предназначение (свою миссию) и миссии контролируемых организаций. Очень часто собственник контролирует несколько организаций. Чтобы достичь максимальной синергии, миссии организаций должны способствовать реализации собственного предназначения.

  1. Престиж . Сейчас существование миссии рассматривается как признак зрелости бизнеса и бизнес-культуры собственника. В развитых странах и в некоторых сегментах бизнеса стран СНГ отсутствие миссии рассматривается как низкий уровень деловой культуры. За это даже может быть стыдно.

Ситуации, которые способствуют создании миссии

  1. Собственник начинает задумываться о будущем;
  2. Свою миссию уже имеют или создают конкуренты;
  3. Приоритетной есть проблема развития организации;
  4. Существует острая необходимость позиционировать себя;
  5. Кризис в организации, отрасли или стране (мире);
  6. Организация состоит из многих структурных подразделений;
  7. Активный и творческий персонал;
  8. Существует сильный Лидер;
  9. Амбициозный менеджмент;
  10. Статьи, тренинги и консультации на данную тему.

Как уже было сказано, самой миссии недостаточно для процветания организации. Миссия это необходимое, но недостаточное условие. Миссия, вырванная из общего контекста менеджмента организации, есть всего лишь красивым, но недейственным слоганом. Утвержденная миссия должна определять всю деятельность организации: от планирования до сбыта готовой продукции / услуг.

Для того чтобы миссия оказывала влияние на бизнес, стала мотором развития нужны лидеры и команды которые будут ее реализовывать и соответствующая корпоративная культура. Без лидеров, команд и соответствующего «воздуха» корпоративной культуры миссия задыхается. Нужно обязательно объявить и довести миссию до каждого сотрудника организации всеми средствами внутреннего и внешнего PR.

Post Scriptum . В первой части этой статьи мы рассмотрели, что такое миссия и для чего она нужна собственникам, менеджерам, персоналу, клиентам и прочим заинтересованным группам лиц. Были наведены примеры миссий некоторых известных компаний (в т.ч. компаний России и Украины). Во второй части данной статьи мы рассмотрим, как собственно сформулировать миссию для организации (компании), так чтобы она стала действенным инструментом менеджмента компании, а не красивым лозунгом.

Предлагаем ознакомиться  Шалфей пастилки для рассасывания: инструкция по применению, список производителей